«Скоро в школу мы пойдем»


«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым ВСЕМУ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ»

Л.А.Венгер (психолог)


Как же узнать, готов ли ваш ребенок к школе вообще и к школьному обучению в частности?

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связано с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования: введены новые стандарты обучения, изменилась программа и ее структура.

Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в 1 класс. И родители мучаются в сомнениях, готов ли мой ребенок к школе или еще годик подождать?

Впервые вопрос о готовности детей к школьному обучению возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (до этого постановления обучение начиналось с 8 лет). Именно с этого времени не угасает вопрос по определению готовности ребенка к обучению.

Новый всплеск интереса к этому вопросу возник в 1983 году, когда приняли решение об обучении детей уже с 6 лет. С 2012 года прием в школы осуществляется, если на 1 сентября ребенку исполнилось 6 лет и 6 месяцев и до 8 лет. И встал уже новый вопрос – о зрелости ребенка и сформированности у него предпосылок учебной деятельности.

Многие психологи уверены, что все мыслительные процессы у ребенка развиваются в возрасте 7-8 лет, так что, с поступлением в школу лучше всего не спешить. Другие же специалисты уверяют, что ребенок шести лет гораздо легче адаптируется в школьной среде, чем дети восьми лет. В принципе, родителям нужно подумать самим, стоит ли отправлять своего ребенка в школу так рано или так поздно.

Поступающий в школу ребенок, должен быть зрелым в психическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

К этому возрасту должен обладать

  • определенным запасом знаний об окружающем мире
  • уметь слышать и выполнять инструкцию
  • иметь достаточное развитие речи и познавательных процессов
  • обладать временными и пространственными представлениями
  • необходимо развитие мелкой моторики и способность выполнять графические пробы
  • не менее важной является адекватная самооценка, коммуникативная и мотивационная готовность


И все же критерием для начала обучения должна являться, прежде всего, готовность самого ребенка к школе, а не родительские притязания.

Обращение к специалистам (психологам, педагогам) поможет оценить уровень готовности ребенка к школе, получить прогноз успешности обучения, выявить те сферы, которые требуют дополнительного развития или коррекции, приобрести необходимую информацию по этому вопросу и подготовиться к новому важному жизненному этапу.

Хочется обратить внимание, что оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка как родителей, так и некоторых специалистов (например: не умеет завязывать шнурки, но знает разные сведения о нашей галактике; знает энциклопедию, но не знает своего адреса; имеет высокий IQ, но совершенно не социализирован: не умеет общаться со сверстниками, играть в коллективные игры и т.д.). В середине учебного года становится трудно учиться - ребенок устает, раздражается, плачет. Таким детям необходимо окрепнуть и провести еще год дома.

Важно  учить ребенка не читать, а развивать речь, не писать, а развивать моторику пальцев и кистей рук, развивать способность слушать и слышать, важен не объем, а качество мышления


Вкратце перечислю, что должен знать и уметь ребенок к 7 голам:

  • счет до 10 (туда и обратно) игра «продолжи после меня…»
  • выполнять простые арифметические действия в пределах 10
  • строить сложные предложения, используя разные части речи
  • определять звуковой состав 3-4 буквенных слов (мир, люк, танк, крот)
  • ориентироваться в окружающем мире (игра «Узнай по описанию, Что для чего нужно?»)
  • произносить четко все звуки русского языка


А так же в достаточной мере должны быть развиты школьно-значимые функции:

  • фонематический слух (звуковое наполнение слова)
  • мелкая моторика
  • пространственная ориентация (в тетради на листе бумаги) (игра «Муха»)
  • объем зрительного и слухового восприятия.


Поэтому, чтобы оценить степень готовности ребенка к школьному обучению, лучше показаться специалистам и прислушаться к их советам.


Самыми первыми и доступными специалистами (кроме детского участкового педиатра) могут быть психолог и логопед.


II. Филиппинский тест

Одним из наиболее важных и значимых показателей зрелости детского организма является «полуростовый скачок», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Его переживают дети в 5-6-летнем возрасте.

Несложный «Филиппинский тест» поможет специалисту ответить на вопрос, прошел ли ребенок этап взросления, пора или нет идти в школу?

Методика проведения теста (рассказать, показать, если не знают) КАРТИНКА

Если с первой попытки это не получается и ребенок с трудом еле-еле дотягивается до уха, значит, он физиологически не вполне готов к школе, его мозг не созрел для того чтобы усваивать учебную программу.

Дело в том, что соответствующее развитие определенных структур мозга совпадает по времени с удлинением конечностей (рук и ног).


Тест отражает не столько степень развития скелета, сколько более важный показатель – степень зрелости всего организма! И конечно, уровень созревания нервной системы, способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Этот тест современные гигиенисты и физиологи рассматривают как один из косвенных критериев школьной зрелости – готовности ребенка к обучению в школе.


Важно! К сведению!

Согласно наблюдениям психологов, лишь 40% детей в 6 лет готовы к школьному обучению.

К 7 годам этот процент вырастает до 60-70, и лишь в 8 лет 100% детей полностью готовы к школе.

В наш бурный технический век, когда многие дошкольники уже пользуются разными гаджетами, резко увеличилось противоречие между умственным и физиологическим развитием.

И как следствие, отстает психологическая готовность ребенка к школе.


Что значит физиологическая готовность ребенка к школе?

Это значит, что в организме ребенка должны произойти определенные возрастные физиологические процессы, необходимые для успешного начала обучения в школе.

У здорового ребенка эти процессы, как правило, завершаются к 7 годам.

Вот почему рекомендуется именно после исполнения 7 лет отдавать ребенка в школу.

Какие физиологические процессы в организме ребенка должны завершиться до поступления в школу?

Прежде всего,

  • должна окрепнуть иммунная система ребенка. Ребенок должен справляться с болезнями за 3-7 дней. Длительные болезни плохо отразятся на учебе.
  • ­ должен окрепнуть костно-мышечный аппарат ребенка, чтобы держать ровно спину во время сидения, чтобы не было искривления позвоночника, приводящего к ряду болезней.
  • ­ должны быть достаточно развиты мышцы пальцев руки, чтобы крепко и долго держать ручку во время письма.
  • ­ речевой и слуховой аппарат ребенка также должен достичь достаточного уровня, чтобы заниматься чтением и фонетикой.

Но самое главное для обучения - это развитие определенных структур мозга и процесс миелинизации нервных волокон, при котором они покрываются защитным слоем, состоящем в основном из лецитина (питательное вещество) (и даже филиппинский тест не укажет на проблемы с миелинизацией нервов).

Мозг ребенка готов к обучению в условиях школы тогда, когда завершается миелинизация нервных волокон. Ожидать от ребенка способностей к полноценной учебе до этого момента означает попросту пренебречь физиологией и законами природы. У кого-то этот процесс завершается в 6 лет, а кому-то придется ждать и до 8.

Но дождаться этого необходимо. Один из важных признаков готовности мозга к учебе – смена молочных зубов на постоянные.


Считается, что к началу учебы должно выпасть хотя бы два зубика.

Если ребенок плохо питался или были проблемы с пищеварением (худые дети), то у такого ребенка процесс миелинизации может затормозиться. А это значит, что к семи годам защитный слой будет меньше необходимого, что отрицательно скажется на способности ребенка концентрировать внимание и спокойно сидеть на уроке, то есть — сдерживать и контролировать себя. У такого ребенка, как правило, повышена возбудимость и неокрепшая психика.

Поэтому практически не возможна хорошая психологическая готовность ребенка к школе при незавершенной физиологической готовности.


Важно! К сведению!

По наблюдениям психологов и педагогов, шестилетние дети, родившиеся зимой и ранней весной, чаще всего уже готовы к школьному обучению. Чего нельзя сказать о тех, кто родился в июле-августе.

Дети этого периода, особенно мальчики, адаптируются к школе значительно труднее.

*******

Как говорилось ранее, школьная готовность и обучаемость зависят от развития определенных структур мозга и процесса миелинизации нервных волокон. Чтобы не требовать от ребенка большего, что он может в своем возрасте, специалист и педагог должны ориентироваться в функциях мозговых структур .

.  Современные родители, болеющие за будущее своих детей, должны интересоваться и знать особенности возрастного развития и тогда им будет легче организовывать комфортную среду, в которой будет расти и развиваться их ребенок.

Сейчас мы рассмотрим наглядно, с функционированием каких отделов мозга связаны грамотность и обучаемость.

Еще раз повторюсь, информация ознакомительная, если кого-то заинтересует эта тема, об этом можно почитать более углубленно в специальной литературе по нейропсихологии.


Я попробую очень коротко и доступно представить вам, как это выглядит и что это такое.

Итак, наш мозг можно условно разделить на 3 основных блока, которые имеют собственное строение и выполняют определенные функции. (рис. мозга).

Схематично это можно представить в виде ДОМА.


ОПИСАНИЕ БЛОКОВ

I блок ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ (фундамент дома) - формируется в период от 5 мес. до 1 года. За нормальное развитие и функционарование этого блока отвечают родители и участковый врач.

ФУНКЦИИ блока:

- контролирует эмоции

- регулирует режим сна и отдыха

- контролирует дыхание и сердцебиение

Если есть нарушения ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БЛОКА, ребенок слишком слаб, чтобы воспринимать интеллектуальную нагрузку.

Нередко возникают проблемы со здоровьем, когда они начинают ходить в школу: сонливость, повышенная истощаемость, неустойчивость внимания.

К сведению! Важно!

Мозг использует в 10 раз больше кислорода, чем все части тела,

поэтому гипоксии приводят к дисфункции и снижению тонуса КГМ.


II блок ОПЕРАЦИОННЫЙ (блок ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ) - стены дома - формируется в период от 1 до 7 лет

Это дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста.

ФУНКЦИИ блока:

- контролирует речь

- органы чувств

- ориентацию в пространстве

Если нарушено созревание ОПЕРАЦИОННОГО БЛОКА, то при усиленной интеллектуальной нагрузке может не выдержать "крыша", и тогда начнутся трудности уже психологического характера, т.е.


III БЛОКА КОНТРОЛЯ, РЕГУЛЯЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ - крыша дома (созревание которого продолжается в период от 7 до 14 лет)

ФУНКЦИИ блока:

- интеллектуальное развитие

- развитие ответственности

- развитие самоконтроля и самодисциплины

При недостаточном созревании блока контроля ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет!

не умеет действовать по правилам (хотя их знает, но пишет все равно с ошибками),

не соблюдает общие нормы поведения (может встать среди урока и пойти по кабинету).

Это наши «бегунки» и дети с разными аддикциями и девиациями, которые на вопрос «Зачем ты это сделал?» отвечают «Не знаю»

Причин, которые могут тормозить созревание отдельных блоков мозга, много:

- гипоксия плода

- употребление алкоголя и курение матери

- кесарево сечение

- травмы и инфекции головного мозга

- наркоз

- отсутствие игры, контакта со сверстниками

- недоразвитие мелкой моторики

- отсутствие самоконтроля


Таким образом, если какой-либо из блоков оказывается недоразвитым, то "ДОМ" может перекоситься и, например, у ребенка возникают проблемы со здоровьем. И как бы репетиторы не мучили своих учеников, учиться лучше они не будут, если не устранить истинную причину.


Что же могут сделать внимательные родители?

ПЕРВОЕ и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради и вовремя обратиться сначала к логопеду, а уж он направит (если сочтет необходимым) к другим специалистам.

ВТОРОЕ: не ждать, что "само как-нибудь рассосется", а искать помощи и верить, что результат будет достигнут

ТРЕТЬЕ: должны понять, что бесконечные "2" и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.

Чтобы достичь желаемого, примите к сведению несколько советов. ("Письмо без ошибок" советы родителям - в папке-раздатке).

В настоящее время специалисты отмечают резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга, т.е. в 1 блоке.

Я не буду вдаваться в сложные механизмы работы головного мозга, у меня нет такой цели, но немного остановлюсь на тех отделах мозга, дисфункции которых могут влиять на обучаемость.

Все знают, что для гармоничной работы всех структур и отделов мозга, необходима слаженная работа обоих полушарий.

При несформированности функций правого полушария обнаруживаются нарушения­  пространственных представлений, ­  в воспроизведении слухоречевых эталонов (па-да-та, кот, лес, окно),­   зрительно-предметного восприятия (работа с образцами фигур, букв), ­ проявляется в гиперактивности, несформированности произвольного внимания, повышенной отвлекаемости и соответственно низкой работоспособности,­ замедленный процесс усвоения , трудности автоматизации любого навыка (введение в речь поставленных звуков)


Дети, поступающие в 1 класс – это дети с сформированным II функциональным блоком и, если при диагностике мы видим проблемы, идущие  еще из I блока, т.е. «западает» какая-то функция, то рекомендуем консультацию другого специалиста, т.к. возможно, понадобится медикаментозное лечение.

Исследования показывают, что за семьдесят лет число младших школьников, испытывающих трудности в обучении, возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти. Типичные проявления - бедность словарного запаса, неумение правильно пересказать текст и построить предложение, множество ошибок при письменном изложении. При этом дети тратят на выполнение домашних заданий необоснованно много времени и сил. В результате у них практически не остается свободного личного времени, накапливается эмоциональная и физическая усталость. Причинами могут быть несформированность внимания и тонкой моторики, отсутствие навыков чтения и самостоятельности действий. И как следствие - отвращение к учебе уже в начальной школе. Дополнительные занятия по развитию отстающих функций, как правило, забирают у ребёнка остатки сил и эмоций.

Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как результат- неудовлетворительное поведение на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, какого-либо предмета или слова, а левое — за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!

В заключении, хочу отметить, что при обследовании уровня готовности ребенка к школьному обучению, к какому бы специалисту не обратились родители,

ВАЖНО

адекватно оценить способности ребенка и нацелить его на успех.

детям, нуждающимся в коррекционно-развивающей помощи, по возможности ее оказать до школы.


Таким образом, успешность начала обучения в школе, а также особенности адаптации ребенка в начальный период во многом будут зависеть от правильно проведенной диагностики разными специалистами и от того, в какой степени будут учтены возрастно-психологические и индивидуальные особенности.


Логопед Центра "Семья" Ольга Ваганова

Муниципальное автономное учреждение "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"

г. Томск, ул. Куйбышева,1; ул. Говорова,76/1