Мама, когда я пойду в школу?

Как часто наши дети задают этот вопрос?И задают ли вообще?С чем сталкиваются нынешние молодые родители, провожающие своего ребенка в 1 класс,чего опасаются,задаются вопросом о готовности его к школе?

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связано с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования: введены новые стандарты обучения, изменилась программа и ее структура.

Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в 1 класс. И родители мучаются в сомнениях, готов ли мой ребенок к школе или еще годик подождать?

Поступающий в школу ребенок, должен быть зрелым в психическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. К 7 годам он уже много чего знает и умеет.

Например:

  • счет до 10 (туда и обратно)
  • выполнять простые арифметические действия в пределах 10
  • строить сложные предложения, используя разные части речи
  • определять звуковой состав 3-4 буквенных слов (мир, люк, танк, крот)
  • ориентироваться в окружающем мире (игра «Узнай по описанию, что для чего нужно?»)
  • произносить четко все звуки русского языка

Важно учить ребенка не читать, а развивать речь, не писать, а развивать моторику пальцев и кистей рук, развивать способность слушать и слышать, важен не объем, а качество мышления.

 

Несколько несложных тестов для оценки готовности ребенка к школьному обучению

1. Филиппинский тест

Одним из наиболее важных и значимых показателей зрелости детского организма является «полуростовый скачок», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Его переживают дети в 5-6-летнем возрасте.

Несложный «Филиппинский тест» поможет ответить на вопрос, прошел ли ребенок этап взросления, пора или нет идти в школу. Для того чтобы узнать, прошел этот скачок роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой.

Если с первой попытки это не получается и ребенок с трудом еле-еле дотягивается до уха, значит, он физиологически не вполне готов к школе, его мозг не созрел для того чтобы усваивать учебную программу.

Дело в том, что соответствующее развитие определенных структур мозга совпадает по времени с удлинением конечностей (рук и ног).

2. Уровень сформированности произвольного внимания

Предложите ребенку обвести нарисованные геометрические фигуры (круг, квадрат) аккуратно по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, с хорошим настроением, без истерик и за один присест, а круг получился максимально ровным, значит - пора в школу. Но если вы видите, что ребенку многое дается с трудом и тем более у него нет желания - не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

3. Гороховидная кость

Не все кости человека формируются до момента его рождения. Некоторые образуются в процессе роста и развития еще в детском возрасте. Так, на запястье годам к 6 появляется хрящевидная гороховидная кость, название которой она получила из-за своей круглой формы. В Древней Греции детям разрешали приступать к обучению только после того, как учитель прощупывал эту косточку на тыльной стороне ладошки. Отсутствие этой кости еще не показатель того, что малышу рано идти в школу, а вот наличиие - верный признак, что учиться уже можно

4. Смена зубов

Не менее важным признаком готовности мозга к учебе является смена молочных зубов на постоянные. Считается, что к началу учебы должно выпасть хотя бы два зубика.

До сих пор его использую родители дошкольников в азиатских странах. Считается, что ребенок "открыл разум", если у него выпал хотя бы один зуб. А в древней Японии со сменой зубов ребенок мог отвечать за свои проступки перед законом. Смена зубов - доказательство того, что его мозг достиг необходимого размера, а кости укрепились.

5. Рисунок человека

Существует связь изобразительной деятельности детей и общего уровня их психического развития. С возрастом рисунок школьника обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш вместо человечков рисует "головоножек", то к шести годам у человечка уже вырисовываются практически все части тела. Попросите ребенка нарисовать мужчину так, как он сможет. Если фигура на рисунке имеет не только голову, конечности, а волосы, уши, глаза, нос, рот, пальцы и главное - одежду, значит ваш ребенок готов к школе.

Конечно, существует масса тестов и опросников. И, если Вы как-то начинаете сомневаться в готовности вашего ребенка в овладении грамотой и адаптации в школе, всегда можно обратиться к специалистам – психологам, логопедам, учителям.

И все же критерием для начала обучения должна являться, прежде всего, готовность самого ребенка к школе, а не родительские притязания

Муниципальное автономное учреждение  Города Томска "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"

г. Томск, ул. Куйбышева,1; ул. Говорова,76/1