Что такое кризис?

В жизни каждого из нас случаются времена, когда чувствуешь себя в тупике и не знаешь, как из него выйти. Иногда это случается вследствие каких-то неожиданных событий, нарушивших привычное течение нашей жизни. А иногда это происходит без видимых внешних причин. Просто мы вдруг начинаем видеть свою жизнь по-другому, понимать и замечать что-то, с чем мы раньше спокойно жили, а теперь вдруг не можем примириться.
Такие периоды называют кризисами. Можно сказать, то кризис – это такая ситуация, когда человек в силу каких-либо причин (внешних или внутренних) не может жить по-старому, а жить по-новому пока не умеет.
Кризис часто переживается тяжело. Человека не устраивает существующее положение дел, он страдает, понимает, что необходимо что-то изменить, но часто сам не знает, что ему делать, в какую сторону идти и к чему стремиться.
Для окружающих такой человек может выглядеть нелепым, раздражающе нерешительным и ленивым или же просто выдумывающим себе проблемы. Однако все не так просто. Честное переживание кризиса – это серьезная внутренняя работа.
Когда Винсент ван Гог к двадцати семи годам последовательно потерпел неудачу в торговле произведениями искусства, учебе и деятельности проповедника, он оказался в глубоком кризисе. Результатом этого кризиса и стало его решение быть художником. Ван Гог был очень одинок и испытывал крайнюю нужду. В это время он полностью лишился поддержки родных (в том числе и финансовой), много помогавших в его прошлых попытках найти себя, и, в конце концов, разуверившихся в нем и ставших считать будущего великого художника тунеядцем. В своем письме брату Теодору Винсент ван Гог пытается объясниться:
«Я был бы очень рад, если бы ты хоть в чем-то увидел во мне не только бездельника. Видишь ли, бывают просто бездельники и бездельники, являющиеся противоположностью первым.
Бывают бездельники по лени и слабости характера, по низости натуры; если хочешь, можешь считать меня одним из них.
Есть и другие бездельники, бездельники поневоле, которые сгорают от жажды действовать, но ничего не делают, потому что лишены возможности действовать, потому что они как бы заключены в тюрьму, потому что у них нет того, без чего нельзя трудиться плодотворно, потому что их довело до этого роковое стечение обстоятельств; такие люди не всегда знают, на что они способны, но инстинктивно испытывают такое чувство: «И я кое на что годен, и я имею право на существование! Я знаю, что могу быть совсем другим человеком! Какую же пользу могу я принести, чему же могу я служить? Во мне есть нечто, но что?»
Это совсем другой род бездельников – если хочешь, можешь считать меня и таким.
Птица в клетке отлично понимает весной, что происходит нечто такое, для чего она нужна; она отлично чувствует, что надо что-то делать, но не может этого сделать и не представляет себе, что же именно надо делать. Сначала ей ничего не удается вспомнить, затем у нее рождаются какие-то смутные представления, она говорит себе: «Другие вьют гнезда, зачинают птенцов и высиживают яйца», и вот уже она бьется головой о прутья клетки. Но клетка не поддается, а птица сходит с ума от боли…
Что же все это такое – выдумки, фантазия? Едва ли. И тогда спрашиваешь себя: «Доколе же, Господи? Неужели надолго, навсегда, навеки?»
Для человека очень важно, чтобы времена его жизни – прошлое, настоящее и будущее – были связаны между собой. Как писал философ Ойген Розеншток-Хюсси: «Действительный Человек живет между провозглашенным будущим и возрожденным прошлым».
Прошлое дает нам уверенность, чувство принадлежности к семье, роду, культуре, профессии. Благодаря тому, что у нас есть будущее, мы можем жить и действовать в настоящем – мечтать, принимать решения, трудиться ради достижения цели.
Во время переживания кризиса связь времен нарушается. Прошлое разрушено или обесценивается, а будущее неопределенно. Ситуация требует от нас решений и действий, но мы не можем ничего решить – нам не на что опереться, ведь мы больше не видим свою жизнь как целое, как единство прошлого, настоящего и будущего.
Как бы нам этого ни хотелось, невозможно выйти из кризиса только благодаря усилию воли. Мы не можем выдумать себе будущее. Для того, чтобы выйти из кризиса, необходимо заново связать, согласовать времена.

Какие бывают кризисы?

Кризисы – это необходимая составляющая развития. Во время кризиса в жизни человека возникает что-то принципиально новое – рождаются новые смыслы, новые решения, новые способы действовать.
Мы вовлечены в разные сферы жизни, поэтому наше развитие тоже имеет много сторон: мы взрослеем и развиваемся в отношениях с нашими родителями, супругами, друзьями, взрослеем уже сами как родители, развиваемся как профессионалы, становимся более зрелыми личностно. Конечно, все эти стороны жизни тесно связаны между собой, однако в психологии выделяют разные виды кризисов (возрастные, семейные, профессиональные и т.д.).
Возрастные кризисы сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, с самого рождения и до глубокой старости. Эти кризисы отмечают переход от одного психологического возраста к другому.
Каждый психологический возраст отличается своими особыми задачами.
Решив на определенном этапе своей жизни соответствующую ему задачу, человек переходит на новый этап. Этот переход связан с необходимостью изменения ситуации – перестраиваются отношения с окружающими, меняются приоритеты, возникают новые дела и задачи. Вот это изменение, «перестройка» человеком его ситуации и есть суть кризиса. После того, как она произошла, кризис завершается и наступает период равномерного развития. Этот период будет длиться до тех пор, пока изменения, происходящие в человеке, вновь не вступят в противоречия с ситуацией.
Более подробно психологами изучены те этапы жизни человека (и соответствующие им кризисы), которые относятся к детству. Отчасти это связано с тем, что развитие ребенка легче описать в виде некоторой общей схемы, чем развитие взрослого. Ведь уже начиная с подросткового возраста (а может быть, и раньше), человек начинает осознавать ответственность за свою жизнь. Его отношение к жизни становится более активным, и он не просто проживает некоторые, общие для всех, фазы развития, а строит свой собственный уникальный жизненный путь. Поэтому, хотя наши жизни во многом схожи, но каждый из нас проходит этапы взросления в свое время и со своей скоростью, которая зависит как от внешних условий, так и от нашей собственной активности.
Помимо возрастных, есть еще один вид кризисов, с которыми сталкивается каждый человек – это кризисы на профессиональном пути.
Первый профессиональный кризис может подстерегать подростка уже в старших классах школы, когда возникает необходимость выбирать профессию. Очень часто подростки бывают не готовы сделать этот выбор и испытывают затруднения.
Впоследствии профессиональный выбор проверяется на прочность – сначала в студенческие годы, когда парень или девушка изучают предметы по выбранной специальности, а затем – когда молодой специалист начинает работать и сталкивается с первыми трудностями и, возможно, разочарованиями.
Но и опытный профессионал переживает кризисы, например, когда он «перерастает» ту ситуацию, в которой он работает, переживает застой и нуждается в дальнейшем развитии.
Завершение профессионального пути – выход на пенсию, также сопровождается кризисом.
Семья, как целое, тоже переживает кризисы. Например, кризис, связанный с рождением ребенка, может стать серьезным испытанием для отношений между супругами. Не менее серьезным испытаниям подвергаются отношения супругов, когда дети взрослеют и уходят из родительской семьи (иногда это называют «синдромом опустевшего гнезда»).
Кризис всегда заключает в себе риск, так как выход из него может быть не только положительным и ведущим к развитию, но и отрицательным и ведущим к стагнации.
Так, специалист, осознавший, что он перестал профессионально развиваться и заскучавший на своей работе, может освоить новые методы работы, пройти повышение квалификации и освоить решение новых профессиональных задач, сменить работу и даже сферу деятельности. Однако, если этот специалист долгое время не будет ничего предпринимать, чтобы помочь себе преодолеть кризис, в его профессиональной жизни наступит застой, а потом и деградация.
Семейные кризисы могут разрушить семью, а могут стать для супругов поводом научиться быть ближе друг другу.

Кризис – это шанс

Обычно мы воспринимаем связанные с кризисом переживания как проблему и стремимся поскорее выйти из них. Но не стоит забывать о том, что кризис – это еще и возможность изменить свою жизнь к лучшему. 
В своей работе, посвященной кризису среднего возраста, Джеймс Холлис пишет:
«Вместо того чтобы убегать прочь от этого омута, следует погрузиться в него и увидеть, что ожидает нас на новой стадии жизни… Когда корабль среднего возраста начинает бросать взад-вперед и затягивать в стремнину, следует спросить себя: «Что это значит для меня? Что говорит мне моя психика? И что мне с этим делать?»
Чтобы обратиться к своему эмоциональному состоянию и вступить с ним в прямой диалог, требуется немало мужества. Но именно в таком диалоге находится ключ к интеграции личности. Душевные омуты скрывают в своих глубинах и потайной смысл, и призыв к расширению сознания. Только приняв на себя серьезнейшую ответственность за свою жизнь, можно услышать этот призыв и понять глубинный смысл. И если мы это сделаем, ужас отступит перед натиском обретенного смысла, достоинства и возродившейся цели жизни».
Кризис говорит нам о каком-то несоответствии, конфликте в нашей жизни. Это сигнал для нас о том, что в нашей жизни что-то идет не так, что-то препятствует нам развиваться, взрослеть, становиться собой. И если не убегать от этого конфликта, а, наоборот, повнимательнее присмотреться к нему, то можно помочь себе преодолеть это препятствие. Кризис говорит о том, что пришла пора какие-то сферы жизни пересмотреть, переосмыслить, обновить. 
В психологии выделяют особый вид кризиса – экзистенциальный кризис, который сопровождает переход человека на новый уровень в личностном становлении. Экзистенциальный кризис – это период, когда человеку приходится отвечать на главные вопросы, связанные со смыслом жизни – кто я, в чем мое призвание, для чего я живу?
Довольно часто у взрослых людей возрастной кризис совпадает с экзистенциальным кризисом. Это связано с переживанием времени своей жизни и осознанием ее конечности. 
В детстве и юности мы обращены прежде всего к будущему, мы мечтаем, строим планы, надеемся многое успеть и добиться счастья. Становясь старше, мы оглядываемся в прошлое и соотносим свои ожидания с тем, что нам удалось сделать в жизни, как бы подводим некоторый предварительный итог. Он может оказаться неудовлетворительным – и тогда мы видим, что время нашей жизни необратимо уходит, а мы не успеваем сделать что-то очень важное. 
Кризис дает нам возможность обернуться, честно посмотреть на свою жизнь и исправить свои ошибки. Пусть мы не можем вернуть ушедшее время и упущенные возможности, но мы можем хотя бы не растерять то, что у нас еще осталось и все же успеть прожить хорошо. 
Экзистенциальный кризис также может быть спровоцирован каким-либо тяжелым событием, например, серьезной болезнью, смертью близкого человека, разрывом отношений с близким человеком, потерей работы и т.д. Ирвин Ялом отмечает: «Многие годы работая с больными раком на терминальной стадии, я поражался тому, сколь многие из этих людей используют свою кризисную ситуацию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. Они рассказывали о поразительных сдвигах, о внутренних переменах, которые нельзя охарактеризовать иначе, чем «личностный рост». 
К счастью, нам не нужно ждать смертельной болезни или глубокой старости для того, чтобы «обернуться» на свою жизнь. У человека есть способность как бы подниматься над временем и смотреть на свою нынешнюю ситуацию из прошлого и будущего. В психотерапии иногда используют такой прием – предлагают человеку, запутавшемуся в своей жизни и потерявшему ее смысл, посмотреть на свою жизнь с конца, из момента подведения ее итогов. Это помогает увидеть, что в жизни действительно важно и не теряет своей значимости перед лицом вечности. Виктор Франкл предлагает ориентироваться на следующий императив: «Жить так, как если бы ты живешь уже второй раз, и как если бы ты поступил в первый раз так же неправильно, как собираешься поступить сейчас!». 
Эмми ван Дорцен пишет, что жизнь – это искусство, и совершенствоваться в этом искусстве можно только путем практики. Посмотреть на свою жизнь по-новому помогают свидетельства пожилых людей, которым удалось постичь искусство жить. Это размышления восьмидесятипятилетней Надин Стейр из сборника «Куриный бульон для души» о том, что бы она делала, если бы ей пришлось прожить жизнь заново:
«В следующий раз я бы позволила себе совершить больше ошибок.
Я бы дала себе больше воли, стала бы более подвижной.
Я вела бы себя глупее.
Я бы не стала многое воспринимать всерьез.
Я бы чаще рисковала.
Я бы больше путешествовала по миру.
Я бы чаще взбиралась на вершины гор и плавала по бурным рекам.
Я бы ела больше мороженого и меньше вареных бобов. 
Возможно, у меня было бы больше настоящих сложностей, но зато куда меньше мнимых. Видите ли, я из тех людей, которые привыкли жить спокойной, размеренной жизнью час за часом, день за днем. О, конечно, у меня тоже были свои незабываемые мгновения, и если бы мне пришлось прожить жизнь заново, у меня бы их было намного больше. Пожалуй, мне ничего и не нужно, кроме этих мгновений. Одно за другим, вместо того чтобы просчитывать все наперед в течение долгих лет. Я принадлежала к числу тех людей, которые никуда не выезжают без термометра, бутылки с горячей водой, плаща от дождя и парашюта.
Если бы мне пришлось повторить все снова, в следующий раз я бы отправилась путешествовать налегке. Если бы мне пришлось прожить жизнь заново, я бы ходила босиком с ранней весны и до поздней осени. 
Я бы чаще посещала танцы.
Я бы чаще каталась на каруселях.
Я бы собрала в полях больше маргариток».
Мы все иногда совершаем ошибки и сбиваемся с дороги. Кризис – это не беда, не болезнь и не признак неполноценности. Кризис – это возможность прожить по-настоящему счастливую жизнь. 
Муниципальное автономное учреждение Города Томска "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"
г. Томск, ул. Куйбышева,1; ул. Говорова,76/1