Кто битым был, тот большего добьется?

Поговорим о мальчиках, парнях и мужчинах

Концентрация мужской агрессии растет, факт. За один рабочий день рядового государственного психолога обращаются три семьи с проблемой физического наказания со стороны отца или отчима. Это много. Но, чтобы обратиться за помощью, ребенку нужно сотворить нечто невероятное, чтобы родители, наконец, взволновались и безотлагательно примчались на прием.

У детей есть две стратегии поведения, чтобы заявить о себе, если «по-нормальному» взрослый не понимает. Либо взбунтоваться до крайней степени и устроить маленькую или большую революцию, либо впасть в регресс, например, начать писаться или какаться, а можно и замолчать, неожиданно превратившись в слепоглухонемого или умственно отсталого… Спасибо такой сигнальной системе SOS, без нее совсем беда была бы.

Есть мужская функция осеменения и женская - вскармливания. А есть общая функция для обоих полов - это взращивание. И чтобы это вскормленное семечко произвело здоровые плоды в будущем поколении нужно быть предельно внимательным и честным с самим собой. Нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок вас зеркалит, копирует, повторяет, а не троллит, как это принято понимать. Троллить он станет позже, когда решит всем мстить.

Важно помнить, что река жизни течет только в одном направлении, от родителей к детям, а затем к их детям. Какие вы, такие ваши дети и внуки, они — ваше отражение. Именно ВЫ передаете то, что они понесут дальше по жизни и передадут своим детям.

«Когда меня не станет - я буду петь голосами

Моих детей и голосами их детей.

Нас просто меняют местами,

Таков закон сансары,

Круговорот людей…» - Баста поет правильные вещи, хулиганская группа, кстати. И уж коль скоро я заговорила о хулиганах, то продолжу. В силу своей профессии, часто приходится сталкиваться с «неблагополучными» подростками, «девиантниками», как принято их называть в среде законопослушного населения. Здесь на ум приходит образ Питера Пэна, предводителя Нетландии, страны потерянных мальчиков, где они живут по своим правилам и законам. Если отбросить тщательно «причесанную» веселенькую версию мультика или советского фильма, мы видим брошенных, пропащих подростков, потерявших некогда веру во взрослых людей, и нежелающих взрослеть. Питер Пэн приносит на остров девочку, которая становится мамочкой-хозяюшкой для обделенных заботой детей. Сначала прилетает Венди, гостит некоторое время, участвует в приключениях, потом она, к изумлению Питера Пэна, вырастает и становится взрослой. Позже у нее рождается дочь Джейн, которая тоже летит на остров с Питером, а потом и дочь дочери Маргарет поступает также. Не правда ли, вполне реалистичный сюжет получается?

По другой версии, Нетландия — это страна мертвых детей, откуда нет возврата, что тоже является закономерным.

Сложные, непокорные, жестокие, потерявшие ориентир, подростки с измальства были нещадно луплены взрослыми! Их души загублены в зачатке, они не верят в благополучный исход. Их отдушиной являются такие же дети, как они сами. Встречаясь в притонах, они курят, нюхают, пьют, колют всякую дрянь, чтобы, с одной стороны, испытать небывалое удовольствие в моменте жизни, а с другой, чтобы окончательно себя уничтожить, истребить, чего не доделал «любящий» родитель. Те, кто сами себе режут руки, ноги, истязают свое тело до рубцов и шрамов, «самоповреждают» себя, стремятся хоть что-то почувствовать, даже боль. Потому что чувствительности вообще нет, убита. Или же они щущают себя живыми только через боль. Те, кто бьют, причиняют телесные повреждения другим, стремятся отомстить за себя давнего. Нанося жестокие удары, они заявляют о своей значимости.С ними обращались так же. Они так же чувствовали себя беспомощными жертвами перед лицом беспощадного взрослого. Боль такая, что никого не жаль. И есть те, кто решает окончательно свести счеты с жизнью, добровольно уйти из нее сам или прихватить с собой таких же. Печально известная группа смерти «синий кит» явное тому подтверждение. Вот вам и страна Нетландия, страна «мертвых» пропащих детей.

Всегда говорю, читайте сказки и классику, там все написано: и решение, и предостережение.

До осознанности нам далеко…

« Нас били и ничего людьми выросли...», — говорят некоторые родители. Так-то оно так, физически вроде взрослые дядьки, с виду и правда люди, а изнутри раненые птенцы, не сумевшие когда-то противостоять физической силе, заметьте, родного! взрослого человека. Такие впадают либо в немотивированную неожиданную агрессию, либо в депрессию с запоями и прочими радостями.

« Я пальцем не тронул ребенка, зато «гнобил» морально чтобы дошло наконец-то», — твердят другие, более «продвинутые». Это у нас называется профилактическая беседа. Вот такой чудесный способ, других не знаем…

Есть такая форма насилия, как газлайтинг. Это такая форма «мягкого» психологического насилия, когда один человек манипулирует другим, пытается его запутать, искажает информацию так, что человек начинает сомневаться в собственной адекватности. Весьма популярный способ, к слову.

Есть латентные, пассивные агрессоры. Тоже хорошего мало. Главная их особенность – подавление гнева. Однако в них очень много обиды, злости, агрессии, которую они не умеют и боятся выражать. Они провоцируют другого человека на гнев, изощренно уходя от конфликта. Некоторое время такой человек может казаться прекрасным партнером, он не ругается, не орет, во всем с вами соглашается – сокровище вообще! Но тайное всегда становится явным, и отношения превращаются в кошмар. Такой вид мутированной агрессии не виден постороннему взгляду. А страдает вся семья.

Возвращаемся к нашим мальчикам. Травмированные, битые мальчики вырастают в травмированных неповзрослевших мужчин. Последствия наказаний губительны. Дети либо ломаются, становясь жертвами всяческих происшествий, либо становятся агрессорами сами. Наказание порождает страх и жажду мести.

Что же делать?

1. Понимать ресурсы, возможности и последствия своей агрессии. Почему вы решили наказать ребенка? Со зла? Обиды? Желая отомстить?

2. За агрессией, направленной в сторону на ребенка часто стоит ваша беспомощность и гипертрофированная тревога. И делать что-то надо со СВОЕЙ ТРЕВОЖНОСТЮ! СВОЕЙ ОПУСТОШЕННОСТЬЮ! СВОИМ БЕССИЛИЕМ! СВОЕЙ БЕССМЫСЛЕННОСТЬЮ!

3. Помнить, что насилие порождает насилие и умножает ложь!

Всем ДОБРА и НАДЕЖДЫ! Не хватает нам этого очень.

 

Душа ребенка – это «крылышки цветные, порхающий весенний мотылек...»

Часто мне задают вопрос:

- Научите нас, как делать так, чтобы ребенок вел себя хорошо. Мы сделаем все, что скажете и купим тоже…

- А хорошо - это как?

- Ну, чтобы он выполнял наши требования, чтобы помогал по дому, чтобы учился в школе…

- То есть, чтобы не доставлял вам проблем?

- Ну, да…

- Я не владею такой техникой. Это не ко мне…

И вижу разочарование в лицах родителей.

- Ну вы ж психолог… вас же учили…

Я работаю с душой, а душа ребенка – это «крылышки цветные, порхающий весенний мотылек...», с которым надо обращаться предельно аккуратно, чтобы не погубить и не навредить. В этих «крылышках» я стараюсь найти потенциал, заложенный природой и показать его родителям, который есть в каждом. И период непослушания надо просто прожить. Ну как еще взрослеть, если не совершать ошибок?

Конечно, есть множество техник коррекции ПОВЕДЕНИЯ, ведущие начало еще от учения Павлова и его собачек, а также Б. Скиннера, который говорил: «Все, что мы делаем и чем мы являемся, детерминировано историей нашей наград и наказаний». Суть теорий состояла из принципов подкрепления эффекта, изучения обстановки, вызывающей определенное поведение или прекращающей его. И было бы все просто, если бы не эти «непослушные» дети, которые являются не «чистым листом», tabula rasa, и не вписываются в рамки одной теории. А являются сложным набором качеств и соединений, обусловленных генетикой, средой, личных характеристик, историей рода и коллективным бессознательным, в конце концов.

Все что я говорю родителям, что все пройдет: и детские сады, и школы, и вузы, и друзья, и учителя… А вы останетесь и ваши отношения тоже останутся. Ведь вы даже представить себе не можете, как сильно влияет отношение родителей на будущее их детей и внуков в том числе. Это как в паутине семейной истории, все друг с другом связаны, за одну ниточку дернешь - отзовутся все остальные. И какие будут эти отношения, зависит только от вас. Чтоб в старости не мерзнуть от мороза, нельзя дышать прохладой на детей… Никогда не забывайте, что вы тоже были ребенком!

После этого родитель замолкает и становится задумчивым…

Мать Тереза говорила: «Кажется, все люди сегодня пребывают в ужасающей суете и тревоге… У наших детей остается очень мало времени на общение с родителями. У родителей не хватает времени на общение друг с другом, а ведь от того, какая у вас обстановка дома, зависит мир и спокойствие во все нашем мире».

Так в чем же заключается главный секрет спокойной обстановки дома и хороших отношений детей с родителями?

1. Интерес к жизни друг друга! Как бы банально это ни звучало. Обычный повседневный интерес, чем жил весь сегодняшний день ваш ребенок. И не забывайте рассказывать о себе, советоваться с ним. Так он будет понимать свою значимость.

«Как прошел день?», «Ты устал?», «Хочешь поговорить?», «А у меня сегодня …» и т.д.

Простые, но такие важные фразы способны настроить на позитивный лад и обеспечить положительным зарядом энергии. Интересуйтесь надеждами и желаниями своего чада, его страхами и переживаниями.

Обязательно найдите время прикоснуться к ребенку, обнять, потрепать его по макушке, погладить, подержать за руку...

2. Забота друг о друге!

Кроме физической заботы о здоровье и питании ребенка, есть еще другая забота, душевная. Она проявляется не только в том, чтобы поддерживать и подбадривать. Но еще и в том, чтобы замечать заботу другого.

Ели ваш ребенок один раз из пяти донес посуду до раковины, он о вас позаботился. Если он один раз из 10 поставил ботинки на полку, он о вас позаботился. Заметьте это, скажите ему: «Спасибо тебе! Как здорово ты мне помог!».

Если ваш малыш подарил вам одуванчик с полянки, он о вас позаботился. Обратите на это внимание и поблагодарите его за это. Не поленитесь сказать: « Спасибо тебе, мне так приятно!»

Поверьте, ему потом захочется повторить это уже не один раз из пяти, а два…три…четыре.

3. Сплоченность в повседневной жизни

Забота и внимание выражается не только широкими жестами!

Часто родители жалуются: вот шикарный подарок сделали ребенку на день рождения или новый год, а он не ценит. Если вы разобщены в повседневной жизни, то никакие дорогие подарки не помогут. Ценность отношений складывается в обыденной жизни. Счастливые взаимоотношения не всегда идеальные. Счастливые взаимоотношения – это быть хорошими друзьями своим близким. Уделять им не столько количество, сколько качество своего времени и внимания. Дети должны быть уверены, что бы ни произошло, родители всегда для него доступны. Одна пол минутная фраза, сказанная с теплотой и искренностью, стоит гораздо дороже многочасового монолога и воспитательных бесед.

Только взаимное уважение и удовольствие от общества друг друга – залог здоровых отношений и преодоления всех неприятностей!

Есть один важный вопрос, который регулярно стоит задавать себе, если вы родитель, учитель или воспитатель: "А СЧАСТЛИВЫ ЛИ РЯДОМ СО МНОЙ ДЕТИ?"

Счастливы - это не значит, что они всегда позитивные, послушные и красивые. Вопрос в том, счастливы ли они с вами даже тогда, когда они или вы уставшие, капризные и сердитые?Если по большому счету, ответ утвердительный, тогда все в порядке. Просто есть некоторые затруднения, которые можно решить. Тогда можно сказать: «Я человек счастливый, но кое-чем недовольный».

А вот если ребенок всегда! подавлен, не стремиться вернуться домой, уходит надолго и в течение долгого времени не желает общаться с вами, тогда следует призадуматься, на его ли вы стороне?

Часто серьезные конфликты выпадают на период с сентября по май. А в летний период все хорошо, мир и уют дома. Школа задает определенный тон. Приведу в пример две истории из реальной жизни двоих детей, воспитывающихся в одной семье одними родителями.

Первая.

Жил-был мальчик. Однажды он слегка приболел и пришел в школу без справки, чтобы переписать контрольную. Преступая через порог класса, он услышал грубый окрик учительницы: "Выйди вон из класса, и без справки не возвращайся. Заразишь еще меня тут, а у меня внучка маленькая". Надо сказать, это была очень уважаемая учительница, которая сейчас на пенсии. И еще она рекомендовала приносить с собой ремень, который будет вешать над доской в качестве дисциплинарного предмета. Спустя некоторое время мальчик перестал ходить в школу, ВООБЩЕ. После этого в его жизни было много разных учителей, и даже хороших, но в школу он все равно не ходил...Странно, почему? Это про роль первого учителя!

Вторая.

Жил-был другой мальчик. Ему тоже, как и предыдущему, трудно было писать, и ему тоже приходилось исправлять контрольные работы. Но его учительница на переменах прыгала вместе с учениками через скакалку, играла в твистер, показывала красивейшие фотографии природы, рассказывала, что натворил ее кот, и никогда не ставила двойки по рисованию и труду. Этот мальчик не пропускал уроки...ну почти не пропускал…но всегда возвращался.

Не все и не всегда зависит от нас лично. Есть еще окружение, социум. Важно чтобы микросреда, то есть ваша семья стала оплотом прочности и уверенности. Чтобы ребенок в любой ситуации мог приплыть ДОМОЙ, как в безопасную гавань. Кстати, в этой истории, так и произошло. Первый мальчик вырос в красивого, спортивного парня, который любит, уважает и ценит свой Дом и своих родителей, потому что родители его тоже любят, ценят и уважают, несмотря на выпавшие трудности. А школа отошла на второй план и почти позабыта, как страшный сон. Однако негативный опыт просто так не выковыришь, он не проходит бесследно. Второй мальчик пока растет, но у него есть опыт позитивной, доброжелательной школы. И все счастливы, просто кое-чем недовольны.

Муниципальное автономное учреждение  Города Томска "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"

г. Томск, ул. Куйбышева,1; ул. Говорова,76/1