Опять двойка

Проблемы успеваемости, а точнее неуспеваемости детей в школе - один из самых острых для современных родителей. Есть замечательная статья московского психолога Виктории Дубинской «Как работает психолог. Ликбез для родителей». Хотелось бы привести здесь небольшой отрывок, в котором рассказывается о системном подходе к этой трудности. В качестве небольшого предисловия несколько слов о том, что такое системный подход к семье. Каждый член семьи – индивидуальность, у каждого есть свои желания и потребности. В то же время все члены семьи связаны между собой и влияют друг на друга. Для примера давайте пофантазируем, как это может работать. У ребенка поднялась температура. Мама начинает тревожиться и зовет папу. Если папа читает газету, то мама может обвинить его в бессердечии и обидеться на него. Здесь может появиться бабушка, которая будет обвинять маму, что она мало внимания уделяет ребенку. Папа может вступиться за маму и т.д. Семья-система отреагировала на изменение состояния одного из её членов. Обычно в семье каждый ведет себя привычным для других членов образом. У каждого есть определенная роль. С одной стороны, это дает семье стабильность. Однако с завидным постоянством могут разыгрываться и не самые приятные сценарии. Итак, вернемся к нашей теме, мнение Виктории Дубинской:

Виктория Дубинская: Как верить в "двоечника"

«Ну кто из нас мечтал вырастить двоечника?

Вопросы у родителей обычно такие: "Почему он не хочет учиться? Как заставить его учиться?" И только у немногих: "Как ему помочь?".

Начну с парадоксальной мысли. Никто из детей не хочет учиться. Ни один. Так почему они не просто учатся, а даже учатся хорошо? Ответов несколько. Некоторые учатся, потому что интересно. Хороший учитель, интересно рассказывает. Меняется учитель, и оценки снижаются. Некоторые учатся потому, что родители вбили в голову правило "надо хорошо учиться (чтобы быть хорошим)" + "родителей надо слушаться (а то не будут любить)". Такие дети знают ровно столько, сколько надо, не больше. Некоторые учатся, чтобы быть в чем-то первыми. Им надо в чем-то быть лидерами. Но не один ребенок не имеет той взрослой ответственной мотивации: "Надо учиться, т.к. я пойду в институт, стану работать и мне нужны будут все мои знания и навыки". 

Чтобы понять феномен "двоечника", нам надо вспомнить о "симптоме" в семье-системе. Это как развитие хронической болезни. Сначала есть "маячки": тут заболело, там покалывает. Съедим анальгин, чтобы не слышать себя, чтобы не отвлекаться. И тогда "маячки" усиливаются, становятся чаще. Организм в желании что-то нам сказать переходит на крик, т.е. выдает нам такой симптом, от которого трудно отвернуться. "Двоечники" тоже с чего-то начинают: обижаются, капризничают, плачут. Но не добиваются привлечения нужного им внимания. Тогда подключаются учителя: двоечник очень неудобен. Родители включаются, но уже слишком поздно. Первоисточник найти сложно, он остался где-то в прошлом. Один мой знакомый "двоечник" очень тяжело переживал рождение брата. Мама перестала быть с ним близкой, была всё время занята. Отец их бросил. (Все дети испытывают бессознательную вину за смерть или уход родителя из семьи. Они рассуждают примерно так: "Он меня бросил, потому что я плохой"). С мальчиком стала больше заниматься бабушка. На двойки он скатывался полтора года. Потом он стал еще "хулиганом". Мама забила тревогу только тогда, когда встал вопрос об его исключении из гимназии. Мама очень хотела заставить его учиться. Потом искренне захотела помочь. Но мы столкнулись с тем, что она перестала в него верить. Мы стали вспоминать, что он делает хорошо, как она гордится им. Оказалось, прекрасно вел себя в гостях. Подруга его хвалила, а мама не верит, говорит: "Что-то с ним случилось, не мог он хорошо себя вести". Или говорит: "Вообще, сложная программа в гимназии, ему сложно справляться". Хотя три начальных класса он был почти отличником. Вся семья-система пришла к противоречию: с одной стороны, удерживают его в этой роли, сохраняя стабильность; с другой стороны, дошли до предела, если выгонят из гимназии, стабильности тоже не будет. Почему же этот мальчик так устойчив в своем нежелании учиться? У него был целый букет причин, чтобы вести себя именно так: и внимание мамы (пусть ругает, лишь бы замечала меня); и быть в чем-то первым (пусть двоечник и хулиган, зато первый из худших); а ещё мирить маму, бабушку и нового отчима (когда они ругают меня, то не ругаются друг с другом). Человек, несущий такой крест вызывает уважение». 

Вот такое мнение о двоечниках. Надо сказать, что на практике оно практически всегда подтверждается. Дальше мы обращаемся к вам, уважаемые родители. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, обратитесь за помощью к специалистам. Зачастую, когда находишься внутри системы трудно увидеть всю картину, все подводные течения, причины-следствия. А психолог может помочь это ясно увидеть и, если есть необходимость, оказывать поддержку родителю, который хочет быть полноправным хозяином своей жизни.


Подготовила Цыремпилова С.В.

Муниципальное автономное учреждение  Города Томска "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"

г. Томск, ул. Куйбышева,1; ул. Говорова,76/1