О важности раннего развития ребенка

Первые годы жизни не просто особенные. Это самый главный период в жизни каждого человека. В раннем детстве (особенно в первый год жизни) мы получаем столько информации, сколько не получаем за всю оставшуюся жизнь, причем усвоение этой информации происходит в десятки раз эффективнее, чем в старшем возрасте.

Под ранним развитием ребенка подразумевается интенсивное развитие способностей ребенка от 0 до 6 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к 3 годам завершается на 70%, а к 6–7 годам – на 90%, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша. Особенно это важно для детей с нарушениями развития, врожденными или полученными в результате родовой травмы. Именно в раннем возрасте активной сенсорной стимуляцией органов чувств, мозга и нервной системы ребенка можно скомпенсировать незрелость или нарушения их функционирования. 

После рождения детский организм начинает бурную деятельность: активно развиваются зрение, слух, вкус, обоняние, осязание – ребенку ведь необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не могут позволить себе и взрослые. Для ребенка нет четких, устоявшихся представлений о том, что "трудно" или "легко". Мозг ребенка до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего родного языка, но и любого другого, причем процесс этот может идти одновременно, для него одинаково ново все. Например, считается, что ребенку подходят только специальные детские песенки и сказки. Такое отсутствие воображения со стороны взрослого, в свою очередь, ограничивает воображение ребенка. Есть исследования, что дети, слушавшие в младенческом возрасте музыку Баха, Бетховена, Вивальди развивались быстрее. Только не надо бояться "перекормить" или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.

Кроме того, существуют благоприятные, сенситивные периоды развития, когда малыш наиболее легко и быстро усваивает информацию, обучается новым видам деятельности, навыкам, чем в другое время. Человеку больше никогда не удастся так легко овладеть знанием, научиться чему-нибудь как в соответствующий сенситивный период. Зная о существовании таких периодов можно создать максимальные условия для развития ребенка. Так, Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, выделяет следующие сенситивные периоды:

  • От 0 до 3,5 лет – движение является способом познания мира; 
  • От 0 до 5 лет – период активного сенсорного развития (развитие органов чувств);
  • От 1,5 до 2,5 лет – период восприятия маленьких предметов; 
  • От 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности;
  • От 2 до 6 лет – сенситивный период для музыкального развития; 
  • От 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе (что такое хорошо, что такое плохо). 

Если опоздать и не воспользоваться появляющимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов уже после шести лет в самых неожиданных и неприятных формах.

Итак, раннее развитие – это:

1. Неограниченная физическая активность ребенка (специальные упражнения и оборудованные места в доме), что позволяет малышу лучше овладевать своим телом, быть ловчее, сильнее. Физическое развитие напрямую связано с интеллектуальным;

2. Специально созданная развивающая жизненная среда (разнообразные игрушки, часто из самых простейших подручных материалов), дающая много ощущений – тактильных, звуковых, зрительных, обонятельных.

Пусть в вашем доме поселятся кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, песочные часы, географические карты, календарь на стене. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать взрослые иллюстрации, и даже альбомы по искусству. Ставьте диски с классической музыкой, музыкальными сказами, стихами, держите всегда под рукой краски, клей и пластилин. 

Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин или пуговиц) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики. Чаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода. 

3. Активная позиция родителей по отношению к ребенку в первые годы его жизни, постоянные прогулки, беседы, чтение книг, рисование, музыка и т.д. С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания. В педагогике единственный действительно эффективный метод - это пример. Покажите конкретно детям, что они должны делать, сделайте это перед ними, и ничего больше не надо объяснять. Покажите им, как надо умываться, как наводить порядок, как готовить еду... Дети - это как маленькие обезьянки: когда они видят, как вы что-то делаете, они обязательно это повторят.

Интеллектуальное развитие идет следом за физическим

В периоды бодрствования, когда младенец не занят едой, он находится в постоянном движении. 

младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы. В этом возрасте дети жадно впитывают любые сенсорные ощущения, и эта потребность не может быть удовлетворена, если ребенок постоянно лежит на спине в своей кроватке или в коляске. Физические упражнения - один из главных компонентов раннего развития ребенка. Они стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Было подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает очень смышленым. В ходьбе участвует все тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление.

Месяцев до восьми у ребенка идет так называемый «ручной» период развития, то есть, чем больше ребенок находится у вас на руках, чем больше контакт «кожа к коже» с матерью, тем лучше для его эмоционального и интеллектуального развития. Не бойтесь совместного сна с ребенком: в течение первого года жизни это даст вашему ребенку чувство безопасности и близости, столь желанные и необходимые для него. В дневное время, чем более активна мама, когда ребенок рядом с её телом, тем лучше. Сидя в коляске, можно лишь смотреть по сторонам и слушать скрип колес. Ребенок, путешествующий в нательном рюкзачке типа "кенгуру", всем телом ощущает сокращения мышц родителя, несущего его, и не только ощущает: доказано, что мышцы ребенка сокращаются в унисон, только с меньшей амплитудой, причем, даже во сне. 

Начинайте делать гимнастику с младенческого возраста, дети любят двигаться, и движения, выполняемые взрослым с тельцем ребёнка (перекручивание, качание, тычки), дают ему представление о размерах и пространственной ориентации его тела, о возможностях каждой его части. Чтобы лучше познакомить ребёнка с его ручками, положите его на спину, заведите одну его руку поперёк груди, потом вторую так же. Проделывайте аналогичные движения ногами ребёнка. Когда он лежит на спине, дайте ему схватить ваши пальцы. Когда он крепко схватится за них, осторожно поднимайте его так до сидячего положения и медленно опускайте обратно. Ребёнок в три-четыре месяца может быть недостаточно силён для этого упражнения, но к шестому-седьмому месяцу он уже сможет крепко самостоятельно держаться за пальцы взрослого.

Желающим стимулировать развитие умственных способностей у своего ребенка можно посоветовать приобрести разнообразные качели-карусели, внутри детской кроватки можно закрепить несколько перекладин на разных уровнях. Они должны быть расположены так, чтобы малыш мог лежа зацепиться за них и самостоятельно подтянуться. Так он начнет сначала садиться, а потом и вставать. Еще "лежачего" младенца следует окружить привлекательными предметами. Хороши разнообразные подвески к кроватке или коляске, с которыми можно поиграть. 

Стимулируем органы чувств ребенка

С самого раннего возраста ребёнок хорошо ощущает и понимает характер поверхности предметов. Вкус и осязание, так же как зрение и слух, продолжают оставаться ведущими каналами в его познавательном процессе. Он кусает, жуёт, лижет и осматривает почти любой предмет, если он имеет привлекательный для ребёнка цвет, форму или запах. Умело направленное, его неуёмное любопытство может быть превращено в своеобразную игру. Исследователь по природе, ребёнок не нуждается в особом обучении. 

  • Осязание. Сажайте (кладите) ребёнка на разные по фактуре поверхности: ковёр, одеяло, дайте ему возможность исследовать их и попробовать на ощупь разную фактуру материалов (шелк, бархат, хлопок и т.д.). Мария Монтессори рекомендует сознательно предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие, предметы разной формы – квадратной, треугольной, круглой, прямоугольной. 
  • Зрение. Сделайте сборную плоскую фигуру из кусочков картона разной формы и разных цветов и повесьте её над кроваткой ребёнка. Он с удовольствием будет рассматривать цвета и формы и вскоре начнёт тянуться за деталями фигурки. Можно развешать по стенам большие буквы русского алфавита.
  • Обоняние. Посадите ребёнка в детское креслице недалеко от себя, пока готовите обед. Ваше присутствие рядом не только будет ему приятно, он сможет познакомиться на кухне с новыми запахами. 
  • Слух. Пока ребёнок бодрствует, включайте записи музыки, сказок или стихов. Новые звуки будут стимулировать развитие ребёнка. Музыка должна быть относительно спокойной. Однако, не позволяйте радио стать заместителем вас самих.

Все, что ребенок делает руками, – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала. Но если вы будете поминутно останавливать малыша, указывая как играть, то вы, тем самым, все равно помешаете развитию его творческих способностей. 

Для ребенка игровой материал – все, что он трогает и видит. Игрушками могут быть обычные предметы обихода: кастрюля, поварешка и т.д. Оглянитесь вокруг – вы будете поражены, сколько существует простых игрушек, которые использовались веками. Это глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур. Эти материалы имеют одну общую характеристику - они не имеют определенной формы или назначения. Другими словами, им можно придать любую форму. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится. Предположим, мы даем глину и бумагу малышу, которому еще и года нет. Он их потрогает без всякой цели, не намереваясь что-то сделать из них, а только изучая их. Но, перебирая их в руках, он уже меняет их форму, с удивлением наблюдая за этими изменениями. И это уже само по себе ценный опыт. В этом возрасте ребенок будет просто еще и еще раз мять и трогать глину и бумагу, получая удовольствие от этого процесса. Подсознательно он начинает понимать причинно-следственные связи между действием и результатом. Постепенно он начинает пытаться придать форму глине и сделать кораблик из бумаги. Эти игрушки легко превратить и в простые предметы, и в очень сложные, в зависимости от стадии развития ребенка.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Развитие мелкой моторики рук

Практически все Монтессори-игры требуют мелких движений, аккуратности и точности. Исследуя разные поверхности, материалы, собирая, перекладывая, пересыпая различные (особенно мелкие) предметы, ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество биологически активных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Так, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре полушарий головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует развитию речи, появлению артикуляции слогов. Не бойтесь давать ребенку играть с мелкими предметами и деталями (в маленьком возрасте под присмотром взрослого, конечно). Предложите ему нанизывать более или менее мелкие предметы на веревочку или палочку (бобы с проделанными в них отверстиями, пуговицы, бусины), разбирать и собирать модели из конструктора (это поможет ребенку усвоить понятия целого и части). 

Костина Ольга Викторовна, психолог центра «Семья» 

Список использованной литературы:

1. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори»;

2. Масару Ибука «После трех уже поздно»;

3. Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым».

Муниципальное автономное учреждение "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"

г. Томск, ул. Куйбышева,1; ул. Говорова,76/1