Логопед спешит на помощь!

Если внимательные родители увидели, что их ребенок испытывает сложности в речи, не стоит тянуть с походом к специалисту, потому что, чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем больше надежды на то, что к школе проблемы удастся решить. В противном случае незначительные нарушения могут плавно перейти в грубые: дисграфию (неспособность грамотно писать) и дислексию (неспособность к чтению).
Обычно при умелом подходе на коррекцию звукопроизношения «уходит» от 3х до 5ти месяцев (в зависимости от количества нарушенных звуков). 4-5 лет - это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов.
Если речь не выправится к этому возрастному периоду, трудности в письме и чтении практически обеспечены.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
  • Развивается с задержкой
  • Перенес в сенситивный период тяжелое заболевание
  • Наличие неврологического заболевания
  • Неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит
  • На просьбу: «Повтори» или «Скажи это еще раз», молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто не слышит
  • Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью («самостоятельный» ребенок)
  • Одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми
  • Ему безразлично, понимают ли его, говорит на понятном ему языке, на замечания: «Скажи еще раз лучше » не реагирует
  • Речь значительно отстает от речи его сверстников
Если Вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития, значит, Вашему ребенку необходима помощь! Чем раньше ее окажут, тем эффективнее будет результат!
Если у вас леворукий ребенок
Помните, что
● Леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
● Не рекомендуется «пробовать» научить работать ребенка правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
● При обучении письму желательно использовать «Прописи для леворуких детей». Методика безотрывного письма НЕПРИМЕНИМА при обучении леворуких детей.
● Нельзя заставлять леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если Вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребенку распознавание букв и сам процесс обучения чтению.
● Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим
Как не надо вести себя с леворуким ребенком!
● Лишний раз подчеркивать его необычность при знакомых и посторонних людях. 
● Делать все возможное, чтобы переучить ребенка, и наказывать, когда он не поддается обучению.
● Стремиться довести его талант (в рисовании, музыке) до совершенства, предъявляя к нему завышенные требования.
● Учить до школы чтению и письму, иностранным языкам, ругая при этом, что у него сплошные неудачи.
● Создавать недружелюбную атмосферу в семье, где бы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным, что обычно является благоприятной почвой для развития неврозов и симптомов заикания у малыша.
Как надо вести себя с леворуким ребенком
● Учитывая крайнюю эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, быть чутким и доброжелательным.
● Научитесь внимательно наблюдать за своим ребенком: видеть и понимать его состояние, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолеть.
● Создать благоприятный климат в семье. 
● Не воевать с ним из-за частого упрямства.
● Принять, как должное, особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу».
● Хвалить за успехи в рисовании, музыке.
● Не предъявлять повышенных требований и не противопоставлять его другим детям.
● Ни в коем случае не обучать до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.
● Любить его таким, какой он есть.
Главное – понять!

Детское заикание. Причины. Профилактика.


Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании в речи у ребенка наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2х до 5ти лет. 
Чтобы вовремя помочь ребенку, необходимо не пропустить первые признаки заикания:
  • Ребенок вдруг замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от нескольких часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.
  • Появляется употребление пред отдельными словами лишних звуков (а, и).
  • Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы.
  • Вынужденные остановки в середине слова, фразы.
  • Затруднения перед началом речевого высказывания.
  • Причины заикания:
  • Наиболее частой причиной заикания является ослабленность нервной системы.
  • Иногда появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен.
  • Часто возникает сразу после испуга.
  • После длительной невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении окружающих людей.
  • Внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановка в семье, режим).
  • Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами «расскажи, повтори», часто напоказ.
  • У детей, поздно начавших говорить (около 3х лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.
  • Замедленное формирование моторной сферы (дети неловки, вяло жуют, плохо себя обслуживают, недостаточно развита мелкая моторика).
Ввиду того, что у заикающихся детей и детей «группы риска» ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим:
  • нельзя читать много книг, не соответствующих возрасту; вредно чтение на ночь страшных сказок, т.к. это может вызвать чувство постоянного страха.
  • не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, особенно не соответствующие возрасту и просмотренные перед сном (это утомляет и перевозбуждает ребенка).
  • нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые прихоти, т.к. даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом, может привести к психической травме; требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать возрасту, быть одинаковыми со стороны всех окружающих.
  • не следует пероегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, просмотр телепередач, чтение и т.п.), в период выздоровления после перенесенного заболевания.
  • нельзя запугивать, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном.

ДОМ СОВЕТОВ
Говорить с заикающимся ребенком нужно четко, плавно, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
Нельзя вовлекать в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
Полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках.
Очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства ритма, темпа.
Полезны дополнительные занятия по пению.
Заикающийся ребенок всё время должен находиться под наблюдением лечащего врача, логопеда и психолога.

Когда идти к логопеду

- 4-5 лет – это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Если речь не выправится к этому возрастному периоду, трудности в письме и чтении практически обеспечены.
- Если в 2-3 года ребенок не различает звуки, при этом проговаривая их правильно в изолированном варианте, т.е. взаимозаменяет их (сапка вместо шапка, но шобака вместо собака)
- Если в 3-4 года не слышит слоги в слове. Ребенок может коверкать слово до неузнаваемости, но и в его «версии» должно быть правильное количество слогов. Нарушение слоговой структуры слова – сигнал к тому, что ребенок не слышит ритма слова (основа слова, его ритмика – это наличие гласных).
- Если ребенок говорит в нос, что не всегда связанно с наличием аденоидов. 
Струя воздуха при разговоре может идти через рот, а наша речь предполагает носовое дыхание.
- До 4-5 лет еще идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения:
● он может неправильно произносить шипящие звуки,
● может не быть звука «Р» и твердого «Л».
● большинство детей к 4-5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
- Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. 
Причем сделать это нужно не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корригирующих занятий. 

Формирование речи.
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.
Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0.8 – 1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями родного языка. К трем-четырем годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов.
Ребенок может и умеет:
- строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления;
- пересказать содержание простой сказки;
- рассказать о совершаемых действиях;
- проанализировать простую бытовую ситуацию; 
- дать простейшую нравственную оценку событию.
Специалистами приведены среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут проявиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями Вашего ребенка.
Но, тем не менее,
Если в определенный период указанные формы не появляются, или Вы видите только единичные их проявления, то это должно Вас насторожить
Признаки благополучного развития речи у ребенка
- Физическое развитие соответствует возрасту
- Нет никаких неврологических заболеваний
- Активно общается со знакомыми и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми
- Охотно повторяет за вами что слышит 
- Активно решает свои проблемы при помощи речи
- Вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
- Развитие с задержкой 
- Перенес в сенситивный период тяжелое заболевание
- Наличие неврологического заболевания
- Неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит 
- На просьбу: «Повтори» или «Скажи это еще раз», молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто не слышит
- Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью («самостоятельный» ребенок)
- Одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми
- Ему безразлично, понимают ли его, говорит на понятном ему языке, на замечания: «Скажи еще раз лучше» не реагирует
- Речь значительно отстает от речи его сверстников
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития, значит Вашему ребенку необходима помощь!
Чем раньше ее окажут, тем эффектнее будет результат!
Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер. Не ждите, пока ребенку исполнится 3 года, чтобы идти на прием к специалисту. Конечно, упущенное время можно наверстать, но сделать это будет несколько сложнее. Как правило, отсутствие речи или недоразвитие, сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. 
Таким образом, отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению ряда разных последствий недоразвития речи:
- нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе;
- речевой негативизм;
- своеобразие эмоционально-волевой сферы;
- инфантилизм;
- вторичная задержка познавательной деятельности;
- трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому 
Известно, что речевое развитие девочек и мальчиков отличается некоторым своеобразием.
Для девочек характерно:
- более раннее начало речи;
- быстро растет словарь слов, обозначающих предметы;
- сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».
Для речи мальчиков характерно:
- более позднее начало речи;
- прежде всего формируется словарь названий действий;
- относительно рано формируется грамматический строй, но говорят они при этом часто «на своем языке».
Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Если ребенок хочет мяч, то мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик, мячик».
Главное – не опоздать!
Оказывается, очень непростая это задача убедить родителей в том, что ребенок 2–3 лет, общающийся только с помощью жестов и отдельных неопределенных по артикуляции звуков (или звукоподражаний) – это НЕ НОРМАЛЬНО! Многие папы и мамы считают, что стоит ребенку только пойти в садик, он заговорит сам, без посторонней помощи. Но на деле, как показывает практика и наблюдения, это не совсем так. Все родители желают, чтобы их малыш родился здоровым и развивался в соответствии с возрастом, вовремя начал сидеть, ходить, говорить. Очень хорошо, когда у родителей, ведущих здоровый образ жизни, рождается здоровый малыш – желанный, любимый. Скорее всего, такой ребенок будет нормально развиваться и заговорит вовремя. Но, к сожалению, такая картина складывается не всегда! Здоровье родителей, образ жизни многих из них оставляет желать лучшего. Если мама во время беременности перенесла инфекцию, употребляла алкоголь или никотин, испытывала токсикоз или роды были осложнены, то у родившегося малыша очень вероятен риск отставания в речевом развитии, и распознать его можно на самых ранних этапах. 
Так как же распознать, есть ли у вашего ребенка этот риск отставания в речевом развитии? Условно речевое развитие можно разбить на несколько периодов: 3–4 мес. – гуление; 6–8 мес. – лепет; 1 год – первые слова (5–10); 1,5 года – 20–50 слов; 2 года – фраза из двух слов; словарь до 100 слов; 2,5 года – фраза из 2–4 слов; 3 года – словарь 300–1000 слов, распространенное предложение. Если малыш отстает более чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться для обследования ребенка к логопеду, который наметит план коррекционных мероприятий для нормализации речевого развития. Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок научится говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда…». И пропускают самое благоприятное время.
Особенно неблагоприятным фактором является лишение ребенка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребностей в ласке, теплоте, любви. Подобная ситуация складывается в неблагополучных семьях. Если до года ребенок редко слышит обращенную именно к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идет с большим трудом. Поэтому, если жизнь ребенка сводится к простому биологическому существованию (накормлен, напоен, уложен спать ...), то реализуется лишь небольшая часть его возможностей развития. Ребенок весел, упитан, физически здоров, а до 2,5 – 3 лет общается только жестами и отдельными звуками. Поэтому общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое». И помните, что возможность развиваться не остается неизменной. Именно в первые 3 года ребенок овладевает навыками, которыми будет потом пользоваться на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают. И главное! Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начавшееся в раннем возрасте и вовремя неисправленное, может привести к значительной задержке умственного развития. 
ДОМ СОВЕТОВ:
Специалисты-практики, логопеды, дефектологи, советуют вам начинать учить малыша говорить как можно раньше!
Первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже.
Главное – не опоздать!
В центре «Семья» вам и вашему ребенку окажут консультативную помощь, а, если необходимо, и коррекционную.
Муниципальное автономное учреждение Города Томска "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"
г. Томск, ул. Куйбышева,1; ул. Говорова,76/1