Готовность к школе

Готовность дошкольника к школьному обучению определяется следующими параметрами: 

• Уровнем интеллектуального развития

• Уровнем развития речи

• Уровнем развития зрительно-пространственного восприятия

• Уровнем развития зрительно-моторных координаций

• Уровнем сформированности организации произвольной деятельности 

Готовность личностного развития предполагает сформированность: 

• отношения к окружающимиии взрослыми;

• взвимоотношений со сверстниками; 

• отношения к самому себе.

Неготовность личностного развития заключается в следующем:

• не чувствует дистанции взрослый-ребенок;

• недостаточно развиты произвольные способности понять и принять определенную цель и действовать соответственно с этой целью (принять правила поведения, взаимодействие учителя и ученика);

• отсутствие опыта общения со сверстниками (дети домашние, часто болеющие);

• низкая наполняемость классов (гимназия, лицей, платная частная школа, дефицит общения в школе, проблема общения со взрослыми, сверстниками).

Школьные трудности, связанные ... 

I. С дефицитом развития зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти могут иметь различные последствия:

1. Плохое запоминание конфигурации букв и, соответственно, медленный темп при чтении, угадывание букв, возвратные движения глаз.

2. Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).

3. Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента; нарушено соотношение элементов; путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние или не дописывает элементы. 

II. С дефицитом развития зрительно-моторной координации могут отразиться на 

1. неспособности провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

2. трудностях формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);

3. неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

4. тремор (дрожание пальцев рук);

5. очень медленный темп письма.


Тест-игра для детей «Что я знаю о школе?»

1. Как обращаются к учительнице?

2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?

3. Что нужно говорить, если нужно выйти в туалет?

4. Что такое урок?

5. Как узнают, что время начинать урок?

6. Для чего нужна перемена?

7. Для чего нужна перемена?

8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?

10. Что такое отметка?

11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?

12. Что такое школьный дневник?

13. В классе учатся дети одного возраста или разного?

14. Что такое каникулы?

Важно, чтобы дети ответили принципиально верно, можно и без уточнений.

Если ребенок ответил правильно на:

11-14 вопросов – в школьных правилах для него не будет неожиданностей;

7-10 вопросов – неплохо, но можно еще поговорить или почитать о школе;

4-6 вопросов – необходимо подробнее поговорить о школьных правилах и вернуться к игре;

1-3 вопроса – а ходили ли Вы сами в школу? Поиграйте в ту же игру и попросите быть учителем кого-либо из знакомых.


Хочет ли ваш ребенок идти в школу? (тест для дошкольников)

Обратитесь к ребенку со словами: Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.

3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.

4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.

5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак.

6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.

7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.

8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детсаду.

9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.

10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Подсчитайте количество положительных ответов.

1-3 балла – Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. В этом случае Вам следует задуматься.

4-8 баллов – да, в школу хочется, но только в основном, он мечтает пока о новых играх и друзьях.

9-10 баллов – Вам не стоит беспокоиться. Хорошо, если Ваш ребенок сохранит свое отношение не ближайшие 11 лет!

 

Школьная адаптация

Адаптация к школе – довольно длительный процесс, имеющий и физиологические и психологические аспекты. Продолжительность этого процесса приблизительно 5-6 недель, т.е. этот период, продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1-4 недели. Но, хотя считается, что период острой физиологической адаптации заканчивается на 5-6 неделях обучения, весь первый год можно считать периодом напряженной работы всех систем организма ребенка.

Дезадаптация может быть причиной возникновения разного рода школьных трудностей. 

У каких детей могут возникнуть школьные трудности?

  • Часто болеющие дети. Болезнь ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы, они имеют низкую работоспособность, повышенную утомляемость, они не могут сосредоточиться на выполнении задания, легко отвлекаются.
  • Медлительные дети. Даже очень способные и хорошо подготовленные к школе, буквально с первого дня становятся отстающими. Они медленно включаются в деятельность, с трудом переключаются на новый вид деятельности, у таких детей более низкая и неустойчивая работоспособность, низкий объем усваиваемой информации при увеличенном темпе ее подачи. Все это приводит не только к возникновению школьных проблем, но и нарушениям физического и психического здоровья. Нужно подчеркнуть, что причиной школьных трудностей являются не особенности медлительных детей, а недостаточный учет их особенностей, неверная тактика и методика работы в школе и дома.
  • Нарушения организации деятельности. Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). У детей с СДВГ выявлена функциональная незрелость любых отделов коры ГМ, обеспечивающих произвольную регуляцию деятельности, ее программирование и контроль. Таким детям сложно усидеть на месте, долго концентрировать внимание на чем-то.
  • Раннее обучение. Более раннее начало систематического обучения (6 лет) определяет рост числа детей с несформированными школьно-значимыми функциями. Это вызывает комплекс проблем дезадаптации на начальных этапах обучения, а также возникновение трудностей обучения базовым учебным навыкам: письму, чтению, счету.
  • «Домашние» дети. Такие дети не умеют устанавливать контакты, у них не вырабатывается организация деятельности, нет системы обучения. Им сложно привыкать к новым требованиям, которые предъявляет процесс обучения. Именно у таких детей чаще всего выявляются нарушения школьно-значимых функций, таких как:
  1. социальное развитие – формирование негативного отношения к школе, частые конфликты с детьми, снижение мотивации обучения, нежелание идти в школу, нарушения поведения;
  2. личностное развитие – ребенок активно привлекает внимание учителя к себе, сердится, если это не получается, боится отвечать, выходить к доске, неуверен, даже если знает материал, старается уйти от общения со сверстниками;
  3. эмоциональное развитие – повышенная тревожность, повышенная агрессивность, негативизм, трудности понимания того, как и с кем нужно взаимодействовать, уменьшение дистанции в отношениях со взрослыми;
  4. творческое развитие – трудности быстрого реагирования в нестандартных условиях, формирование образа «Я» как неуспешного, неспособного, неумение использовать новые способы и алгоритмы деятельности;
  5. развитие моторики и графических умений – трудности при обучении письму, медленный темп деятельности при выполнении любых письменных заданий;
  6. зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации – трудности обучения письму, чтению, математике;
  7. развитие внимания и памяти – быстро отвлекается, неспособен выдерживать интенсивную нагрузку, отстает от темпа класса, много ошибок при чтении, письме, математике.

Несформированность школьно-значимых функций не позволяет обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных слоев и групп населения.

Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием.

Для того чтобы снизить или исключить возникновение трудностей обучения, необходимы: ранняя системная диагностика, позволяющая выявить сильные и слабые стороны развития ребенка и выстраивание индивидуальных программ развития детей.

Муниципальное автономное учреждение "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"

г. Томск, ул. Куйбышева,1; ул. Говорова,76/1