Детские рисунки

Черный цвет…

Многие родители с тревогой спрашивают психологов: «что значит, если мой ребенок много рисует черным цветом?» На самом деле, что и как бы ребенок не рисовал – хорошо для него. Конечно, существуют различные интерпретации цвета, линий, образов, но одно неизменно – самовыражение всегда полезно. Даже если человек испытывает «черные, темные» чувства, они, как и все чувства и эмоции имеют энергетический заряд, а энергия, как известно, не может просто исчезнуть, ей требуется выход. Внутреннее напряжение снижается, когда эмоции и чувства выражены, а творчество позволяет сделать это приемлемым, интересным способом. Что касается детей, они зачастую не осознают причин своих переживаний, иногда просто «проводят через себя» родительские тревоги. 

Уважаемые родители, чтобы направить ребенка в позитивную сторону, нужно сначала признать его право и на отрицательные переживания. Если вы заметили, что ребенок часто использует темные цвета в рисунках, это может означать, что малыш просто экспериментирует, знакомится с цветом, но иногда это говорит о том, что ребенок испытывает внутреннее напряжение, агрессию или тревогу. Во втором случае полезно сначала «присоединиться» к ребенку, предложить специально порисовать темными цветами, агрессивные эмоции можно выразить при помощи размашистых, резких линий мелком или кисточкой по бумаге. Затем нарисованное настроение можно вместе порвать на маленькие кусочки. Чтобы ребенку было легче включиться в процесс и преодолеть стеснение, вы можете сами демонстрировать нужные действия, сопровождая их эмоциональными высказываниями. Когда «пар выпущен», предложите малышу нарисовать хорошее настроение или красивый рисунок. Если вы подозреваете, что ребенок подвержен тревоге и страхам, можно вместе нарисовать свои страхи, а потом дорисовать их так, чтобы они стали смешными, веселыми.

Рекомендации родителям:

(Кузнецова О.В., Скринников А.В., Барсегян О.В. «Взаимоотношения матери и ребенка»)

  • Обыграйте сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек.
  • Сопровождайте рисование эмоциональными комментариями.
  • Дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные карандаши, гуашь, акварель, уголь, цветные мелки.
  • Занимайтесь с ребенком по 10–15 минут в день.
  • Поощряйте нестандартные рисунки и приемы рисования – развивайте фантазию ребенка.
  • Рассматривайте вместе с ребенком репродукции картин различных художников.
  • Ходите с ребенком на выставки, в музеи и картинные галереи.
  • Радуйтесь работам малыша и проведенному с ними времени.
  • Никогда не критикуйте работы маленького ребенка.
  • Никогда не дорисовывайте и ничего не улучшайте в работах ребенка – это может его обидеть.
  • Не заставляйте ребенка рисовать.
  • Не добивайтесь внешней похожести детского рисунка на взрослое видение окружающего мира.
  • Делайте выставки работ вашего ребенка.

Игры и технологии, используемые для обогащения эмоционально-чувственной сферы посредством рисунка

  • Техника «Кляксография»

Материал: бумага, тушь, гуашь или грязная вода.

Первый вариант. На лист бумаги наносят кляксы, поверх накладывается чистый лист бумаги. Кляксы переходятс одного листа на другой. Дети рассматривают полученные кляксы, дорисовывают детали или просто называют то, что они увидели. Старайтесь прбудить фантазию малыша. А для этого обратите занятие в увлекательную игру.

Второй вариант. На листе бумаги становится несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Листок надо согнуть пополам и плотно прижать. Развернув, вы увидите необычные причудливые узоры. При желании можно дорисовать.

  • Игра «Разноцветные кирпичики»

Материалы: губки для мытья посуды, бумага, краски.

Потребуется большой лист ватмана и новые разноцветные губки для мытья посуды. Вместе с ребенком большой кисточкой покрасьте губку и, пока она не высохла, приложите к бумаге. Получится отпечаток цветного кирпичика. Из таких разноцветных кирпичиков можно построить дом, забор, дорогу, поезд с вагончиками и т.д. так же с помощью губки можно нарисовать по трафарету, заполняя пространство примачивающими движениями.

  • Игра «Рисование пальчиками»

Материалы: пальчиковые краски, бумага. 

Приготовьте большие куски бумаги (ватман, рулон остатков обоев) и пальчиковые краски.

Бумагу можно расстелить на полу или прикрепить к стене. Обмакните пальчик ребенка в краску и приложите к бумаге, сделав отпечаток. 

Что получилось? Это вы придумаете сами: ягодка, серединка цветка, капелька. Да это и не важно, на самом деле. Сам факт удивит и обрадует малыша, он захочет повторить это действие самостоятельно. Можно покрасить ладошку и все пальчики и снова сделать отпечаток. Зачерпнув краску из разных баночек, размажьте её по бумаге. Смешайте вместе несколько цветов и посмотрите, что получится. Позвольте малышу испачкаться так, как он сам того пожелает.


Психолог Гонилова Ю.С.

Муниципальное автономное учреждение  Города Томска "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"

г. Томск, ул. Куйбышева,1; ул. Говорова,76/1