- Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Все новости

                                                 30.01.2017
Что влечет для женщин и детей, пострадавших от домашнего насилия,
декриминализация побоев?


Комментирует юрисконсульт Кризисного центра для женщин МАУ ЦПСА «Семья» Сенникова Дарья Владимировна:


Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла законопроект о декриминализации побоев в отношении близких лиц. Если раньше за избиение грозило уголовное наказание, то теперь преступник ограничится штрафом до 30 000 рублей, административным арестом на 15 суток или обязательными работами в течение 120 часов. Согласно предлагаемой норме, привлечение к уголовной ответственности за побои будет осуществляться только в том случае, если данные лица уже были осуждены по соответствующей статье Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Потребность во внесении указанных изменений обусловлена законодателями устранением  неоднозначного  толкования  положений Уголовного  кодекса  Российской  Федерации,  возникших  в  связи  с  принятием Федерального  закона  от  3  июля  2016  года  №  323-ФЗ, прежде всего, субъекты законодательной инициативы ссылаются на неопределенное значение категории  «близкие лица».

При этом, привлечение к уголовной ответственности за побои в соответствии со статьёй 116.1 УК РФ по-прежнему производится в порядке частного обвинения, который предполагает, что потерпевший самостоятельно обращается в мировой суд, в котором в роли частного обвинителя будет осуществлять уголовное преследование без поддержки со стороны правоохранительных органов.

С нашей позиции подобный порядок является весьма непростым.
Большинство клиенток кризисных центров испытывают затруднения при самостоятельном обращении в мировой суд, при этом не только практического характера, связанного с недостаточной правовой подготовкой для написания подобных заявлений, но и психологического, обусловленного страхом перед насильником, нежеланием связывать себя с судебным процессом.

Частно-публичное преследование в этом отношении в большей степени отвечает интересам женщин, поскольку в качестве обвинителя выступает представитель правоохранительных органов, а не сама потерпевшая.
Кроме того, предварительное расследование ведется с более сознательным отношением сотрудников полиции, которые заинтересованы в составлении обоснованного обвинительного заключения, тогда как в случае частного обвинения деятельность УМВД РФ ограничивается самыми насущными процессуальными действиями (опросами, а в лучшем случае опросами и экспертизой), другие следственные действия, способствующие формированию доказательственной базы, производятся крайне редко.

Не стоит оставлять без внимания, что право
это форма общественного сознания, в этой связи декриминализация побоев, нарушающих телесную неприкосновенность близких лиц, указывает на снижение значимости безопасности в семье, прежде всего, женщин и детей, хотя безопасность это первичная потребность человека.

В то же время защита от противоправных деяний (тех же самых побоев) представителей социальных групп, объединенных по политическому, национальному, религиозному или расовому признаку посредством уголовного преследования указывает на то, что значение отдельной личности, не связанной с коллективными интересами, в обществе в некоторой степени снижается.
Административное правонарушение за нарушение телесной неприкосновенности человека демонстрирует определенную терпимость к подобным действиям, под прикрытием нежелания вмешиваться в дела семьи, и провоцирует жертв подобных преступлений на замалчивание своих проблем и восприятие их как норму жизни.

С нашей позиции за побои и причинение легкого вреда здоровью в  отношении близких лиц необходимо предусмотреть общий частно-публичный порядок уголовного преследования с возможностью примирения при условии совместной психологической реабилитации супругов/партнеров, такая правовая конструкция в наибольшей степени будет отвечать потребностям лица в защите от явно противоправных действий, имеющих преступный характер и в то же время, сохранит возможность отказа от применения уголовного преследования   с применением определенной альтернативы, которая, конечно, потребует вложения дополнительных средств со стороны государства, связанных с подготовкой специалистов и оплатой их деятельности, хотя кризисные центры и психологи, работающие с ситуацией насилия, имеются практически в каждом крупном городе, и работают, в том числе за счет бюджетных средств.  
Представляется, что декриминализация побоев малоэффективна в части защиты женщин, детей и пожилых людей от домашнего насилия и наказания лиц, совершивших преступления, чаще всего супругов и отцов. Выходом из сложившейся ситуации могло бы быть специальное законодательство против насилия в семье, в том числе с введением охранных ордеров, созданием единых подходов к оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия, развитием программ по работе с жертвами и авторами домашнего насилия. Кроме того, внесение изменений в статью 116 УК РФ может способствовать «нормализации» насилия в семье.

Между тем, в случае принятия законопроекта о декриминализации побоев, рекомендуем женщинам обращаться в правоохранительные органы хотя бы за привлечением обидчиков к административной ответственности, чтобы при повторном насилии была возможность осуществлять уголовное преследование.  А поскольку путь самостоятельной защиты себя в ситуации домашнего насилия для женщины тернист и сложен, можно обратиться к специалистам кризисного центра. Они также окажут содействие в решении возникающих вопросов социально-психологического характера. Записаться на консультацию можно по телефону 62-44-00, адрес: г. Томск, ул. Говорова 76/1.

Юрисконсульт МАУ ЦПСА «Семья», Сенникова Д.В.  

  << назад к новостям             к архиву>>

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню